Майк Тируман: «Мы видим в омских учителях огромную преданность профессии»

Тьютор международной компании Educare International Consultancy и президент профессионального союза преподавателей Сингапура Майк Тируман раскрыл «БК55» нюансы педагогической методики, с которой он с 13 по 18 августа знакомит директоров и учителей из школ Омской области.

Как Майк решил учить учителей

– Я начинал учителем начальных классов. Четыре года спустя меня пригласили в закрытый отдел Министерства образования Сингапура по работе с одарёнными детьми. Потом меня избрали президентом профсоюза учителей Сингапура. Я возглавляю Союз последние 16 лет. Я очень трепетно отношусь к педагогике – как к особому ремеслу-мастерству.

Всем известно: только хирурги знают, что делать на операционном столе. Но почему-то мы очень часто слышим, что преподавать может любой. А на самом деле – это отдельная наука, отдельное призвание. Нельзя сказать, что любой человек может встать перед детьми и обучить их. Наука преподавания постоянно развивается. Для меня труд в компании Educare, которая занимается профессиональным развитием учителей, – это демонстрация моей преданности педагогическому ремеслу.

У нас, у учителей, в природе – поделиться своими знаниями. Мы знаем, что система образования в Сингапуре – одна из лучших в мире. И когда мы делимся своим опытом с коллегами из других стран, – для нас, педагогов, это зов природы. Я хочу помочь в работе учителям из Омска и других регионов России.

Обучение с улыбкой на лице

– Чтобы процесс познания был эффективным, важна безопасная для умственной деятельности среда. Практика показала: любая информация лучше всего запоминается, когда её воспринимают люди с открытыми, улыбающимися лицами. Поэтому огромное место в нашей методике занимают эмоции.

Для ребёнка очень важен эмоциональный комфорт. Когда ребёнок понимает, что на него не будут кричать, не будут строго смотреть, не будут каждый раз оценивать, правильны или неправильны его ответы, тогда детский мозг чувствует себя в безопасности. Сознание раскрывается, и уроки проходят более эффективно. Вот почему мы используем игры и шутки.

Что общего между фотосинтезом и самолётом?

– Наша методика состоит из абсолютно разных структур-модулей. Мы смотрим на процесс преподавания как на труд мастера-ремесленника. У каждого мастера есть коробочка с инструментами: под каждую задачу – свой инструмент. Если нужно забить гвоздь, мастер берёт молоток, а не пилу. Точно такая же ситуация – в системе преподавания. Мы против того, чтобы учитель пользовался одним-единственным инструментом – языком и говорением. Если я что-то объясняю ребёнку и он с первого раза не понял, то, скорее всего, этот инструмент не работает. Надо воспользоваться другим.

Столяру нужно понимать, что он сейчас собирается делать – забивать гвоздь или распиливать бревно. Какой для этого нужен инструмент? Точно так же о выборе приёма должен задуматься и учитель.

Приведу в пример один из таких приёмов. Представьте, что дети обучаются теме «Фотосинтез». Чаще всего учитель объясняет, что такое фотосинтез, потом показывает эксперимент или видео, а после этого задаёт вопрос: «Так что же такое фотосинтез?» И ожидает, чтобы дети вернули ему эти же знания – желательно теми же словами, которыми он им это объяснил. Я предлагаю другой приём: давайте будем обрабатывать полученную информацию иначе. Почему обработка нужна? Чем больше разных проекций изучения информации, тем лучше эта информация запоминается. Я предлагаю детям провести аналогию между фотосинтезом и, например, самолётом. Можно взять и любой другой предмет. Задача тут – в нахождении связи между несвязанными предметами на основе их характеристик.

Что детям нужно сделать? Они размышляют, из каких характеристик состоит самолёт. Одна из характеристик: самолёт из одного пункта в другой доставляет пассажиров. Теперь дети смотрят на понятие «фотосинтез» и пытаются в голове собрать в один образ всё то, что научным языком говорил учитель. Если ребёнок должен сказать: «Так же, как и самолёт из одной точки в другую точку перевозит людей, так же с помощью процесса фотосинтеза лучи солнца доставляют в растение питание для того, чтобы растение процветало». Ребёнок проговаривает полученную информацию своими словами, переводит её на свой детский язык. Как только ученик находит связь между этими несвязываемыми, на первый взгляд, предметами, он запоминает, что такое фотосинтез, намного лучше. Только потому, что мы в голове у ребёнка сейчас создали нейронную связь. А нейронная связь создаётся, когда мы смотрим на явление с абсолютно другой точки зрения.

Учитель как точка wi-fi

– Принцип поднятой учителем руки – это приём привлечения внимания детей. Простая вещь, но она помогает сделать процесс обучения более эффективным. Когда мы в рамках нашего исследования наблюдали за учителями, то узнали: практически 20 рабочих дней из 180, которые у нас есть в сухом остатке в течение учебного года, уходят только на то, чтобы учитель ещё раз объяснил новую тему. Потому что с первого раза дети были не готовы слушать. Или учительница ещё раз объясняет, как выполнять то или иное упражнение, только потому, что прежде чем объяснять в первый раз, она не смогла привлечь внимание детей.

Мы адаптировали часто используемое в советской педагогике правило поднятой правой руки. Чтобы заинтересовать детей, назвали его «вай-фай». С этими словами учитель поднимает руку, и в ответ поднимают руки и дети – чтобы показать, что между каждым ребёнком и учителем есть связь. Этот приём мы придумали для того, чтобы учитель не начинал что-то объяснять на уроке до тех пор, пока не получит полное внимание класса.

Учим сотрудничеству

– В нашей методике акцент идёт не только на командную работу, как может показаться. Практически невозможно вести урок таким образом, чтобы все 45 минут занимала только командная работа. Мы просто много не говорим на семинарах про индивидуальное обучение и самостоятельное решение задач, потому что в традиционной педагогике это очень хорошо проработано. К тому же прежде, чем презентовать свои идеи в паре или в команде, нужно сначала хорошо продумать свой ответ индивидуально.

Но важно знать: весь мир, особенно за пределами школы, работает именно в команде. Люди должны уметь договориться о совместных действиях, чтобы создать один общий продукт. Чем раньше мы будем обучать детей умению договариваться, слышать друг друга, спорить, доносить свои идеи, тем эффективнее выпускники будут трудиться на рабочих местах в самых разных учреждениях.

Индивидуальные знания очень важны. Но их ценность сразу теряется, если я не могу поработать с вами, чтобы создать что-то новое. Моя ценность видна только тогда, когда я могу приумножить её в работе с другими людьми. Это очень хорошо сочетается с гештальт-педагогикой, идея которой гласит, что целое – больше, чем сумма составляющих его частей.

Российские учителя готовы меняться

– По моим наблюдениям за последние семь лет работы в российских регионах – абсолютно разных, от Калининграда до Владивостока, я могу сказать: да, педагоги готовы к восприятию этих идей. Почему? Потому что российские педагоги очень серьёзно относятся к своей профессии.

Во-первых, то, о чём мы говорим, не совсем ново. В последние семь-десять лет в России эти идеи очень актуальны. В вашей стране вводятся Федеральные государственные образовательные стандарты, которые ставят во главу угла те же навыки, что и мы. Все наши приёмы – это как раз тот простой инструмент, который любой учитель может использовать, чтобы развить у своих учеников эти навыки. Кроме того, технологии, которыми мы делимся, – это то, о чём говорят вообще по всему миру, а не что-то абсолютно уникальное, о чём российские педагоги никогда не задумывались.

И во-вторых, мы видим в омских учителях очень большую преданность своему делу. На семинаре очень легко заметить, насколько увлечён участник. Мы уже объявили обед, уже можно идти отдыхать, а омских учителей не оторвать от обсуждения в паре. Они продолжают увлечённо объяснять друг другу, как решить ту или иную проблему, которую мы подняли на семинаре. Поэтому работаем мы в Омске с удовольствием – есть ощущение, что происходит взаимовыгодный обмен идеями.

Автор: Яна Турнова, БК55, 18 августа 2018 года
18 августа 2018