Омские промышленники готовы учить школьников ракетостроению и созданию роботов

Омские промышленники готовы учить школьников ракетостроению и созданию роботов

14 сентября 2016 10:05
Коммерческие вести

С начала нового учебного года в школах Октябрьского округа начали работать дополнительные направления по инженерно-технической подготовке детей разных возрастных групп от дошкольников до старшеклассников.

Омские промышленные предприятия, испытывающие острый кадровый голод, на деле показывают, что готовы вкладывать ресурсы в обучение новых специалистов чуть ли не с детского сада. Причем реальная отдача от таких вложений будет ощутима не раньше чем через 7-15 лет.

Робототехника для младшей школы

Первый в Омске центр инженерно-технического развития для школьников и дошкольников начал свою работу в лицее № 25, расположенном в Чкаловском поселке города Омска. В новом центре будут обучать дошкольников и школьников начальных и средних классов конструированию и 3d моделированию.

Несколько лет назад лицей стал первой омской образовательной организацией, где начали преподавать робототехнику. Сейчас это направление официально закреплено в учебной программе, отмечают в Министерстве образования Омской области.

Спонсором создания новой учебной дисциплины выступило ПАО «Омскнефтехимпроект», на деньги которого было закуплено оборудование для развития робототехнического направления. Дополнительную технику для недавно открывшегося центра лицею удалось приобрести на средства муниципального гранта, а 3d-принтер подарен школьникам Сбербанком. На данный момент центр укомплектован всем необходимым оборудованием: в распоряжении учеников есть графические планшеты, ноутбуки для программирования, различные конструкторы, логические игры и визуалайзеры.

В открывшемся центре инженерно-технического развития созданы условия для организации обучения с раннего школьного возраста начиная с простых логических игр и конструкторов до моделирования сложных роботов. Придя в первый класс, дети по желанию родителей могут дополнительно заниматься с педагогами моделированием. В лицее отмечают, что в будущем планируют приглашать в свои кружки по конструированию и дошколят.

Директор лицея Татьяна ТАРАТЫНОВА считает, что воспитание перспективных инженерных кадров нужно начинать еще в младшем школьном возрасте, а в дальнейшем ориентировать подростков на приобретение навыков технического творчества и прививать интерес к технике. В современном обществе технологии развиваются такими темпами, что требования времени к инженерно-техническому и физико-математическому мышлению учащихся постоянно возрастают. Эти мировые тенденции не обходят стороной и промышленную окраину Омска:

«Октябрьскому округу уже более 70 лет и он с самого своего появления – главный промышленный район города. Сейчас требуются технические специалисты от квалифицированных рабочих до инженеров. Новый школьный центр инженерно-технического развития поможет получить первые навыки инженерного опыта и в дальнейшем определиться с выбором профессии и стратегией обучения», — считает директор лицея № 25.

Потенциальный работодатель будущих инженеров рассматривает свое спонсорство над школой как вклад в подготовку специалистов по тем профессиям, которые только будут возникать в ближайшие годы в высокотехнологичных секторах российской промышленности. Они потребуют от будущих специалистов совершенно новых компетенций, которые находятся на стыке нескольких отраслей.

«К 2020 году прогнозируется появление профессий, связанных с проектированием робототехники. Задумываться о подготовке специалистов необходимых профессий надо сейчас. Созданный в лицее центр инженерно-технического развития для детей соответствует современным трендам развития промышленности. Это подготовка будущих специалистов для «новой» промышленности», — отмечает гендиректор ПАО «Омскнефтехимпроект» Игорь ЗУГА.

На данный момент дети, которым предстоит освоить пока еще не существующие профессии, показывают свои навыки на соревнованиях различного уровня. Лицеисты участвуют и побеждают в городском фестивале «Робополигон», региональной олимпиаде «Первый шаг в робототехнику», соревнованиях «Робофест».

Ракетостроение для старшеклассников

Решением проблемы подготовки кадров для наукоемких промышленных производств занимаются и в другой школе Чкаловского поселка – средней общеобразовательной школе № 118. Но в отличие от 25-го лицея, 118-я школа работает на более конкретный результат – подготовку молодых специалистов для серийной сборки ракет-носителей «Ангара». В нынешнем году в школе прошел второй набор учеников в ракетно-космический класс, в котором готовят будущих инженеров-ракетостроителей для ПО «Полет». В профильный класс отобраны 25 школьников. Они два года будут обучаться по специальной программе, предполагающей больше часов математики, физики, информатики, а также уроки робототехники. Часть уроков для школьников будут проводить действующие педагоги Омского государственного технического университета, также в рамках учебного плана для старшеклассников запланированы экскурсии на производство.

Первый набор ракетно-космического класса – нынешние одиннадцатиклассники в этом году уже прошли практику на ПО «Полет». Сдав успешно ЕГЭ, они смогут получить целевые направления для обучения в ОмГПУ с последующим трудоустройством на работу в ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» в Омске или Москве. Такая система подготовки молодых кадров для ракетостроения прописана в трехстороннем договоре между школой, Омским государственным техническим университетом и Космическим центром имени Хруничева.

«Для нас важно, чтобы студенты после окончания технического университета потратили мало времени на адаптацию к производству. Решить эту проблему позволяет непрерывное обучение. Ребята ракетно-космического класса идут в одном направлении, обучаясь затем в техническом университете, и приходя на работу к нам», — рассказывает представитель предприятия-заказчика заместитель директора по науке ПО «Полет» Николай ИВАНОВ.

Министр промышленности Омской области Виктор БЕЛОВ отмечает, что, обучая школьников, предприятие в первую очередь готовит кадры под будущее серийное производство «Ангары». Напомним, что руководство центра имени Хруничева озвучило намерение с 2020 года перенести сборку всех ракет-носителей «Ангара» на омскую площадку. Планируется, что после запуска серийного производства ПО «Полет» ежегодно будет собирать по 20 тяжелых ракет «Ангара – А5» как в рамках госзаказа, так и в рамках коммерческих контрактов. Под эти цели Роскосмос проводит масштабную модернизацию омской площадки общей стоимостью 10 млрд рублей. Учитывая эти планы корпорации, обучение в ракетно-космических классах с высокой долей вероятности гарантирует подросткам с городской окраины будущее участие в уникальном проекте федерального значения.

14 сентября 2016