Выступления, статьи

24 ноября 2016

Игорь Зуга: «Принятие закона об инженерном деле позволит обеспечить развитие промышленного сектора и будет способствовать повышению конкурентоспособности российской экономики в целом».

История  инновационного  развития  России  в  ХIХ-ХХ  веках –  это, прежде  всего,  почти  двухсотлетняя  история   становления  и  развития русской инженерной школы и системы инженерного образования России.

 Инженерная школа России в течение двух веков была государственным инструментом,  обеспечивающим  решение  насущной  государственной проблемы – достижения  технологического  лидерства  или,  как  минимум, паритета   с  промышленно  развитыми  странами  в  ключевых   военных  и гражданских  областях.  И  постановка  и  решение  этой  государственной проблемы,  очевидно,  были  возможны  только  в  условиях  единого государственного  целеполагания  для  триады  -  наука,  образование  и промышленность. 

 Русская  инженерная  школа,  с  момента  ее  становления, принципиально основывалась на идее единства этой триады при ведущей роли  ее  промышленной  компоненты.  Именно  поэтому  объективным критерием  успеха  научной  и  образовательной  деятельности  русского инженера, ученого, профессора, в конечном счете, являлись проложенные им  или  его  учениками   дороги,  построенные  мосты,  шлюзы,  каналы, причалы  порта,  фортификационные  сооружения,  сконструированные  и запущенные  в  серийное  производство  двигатели,  корабли,  пушки  и  т.д.

 Неоспоримым свидетельством высокого авторитета и престижа русского инженера  XIX  века,  как  научного,  технического  и  организационного руководителя,  несущего  персональную  ответственность  за  реализацию сложного  технического  проекта,  является  любимая  фраза  Императора Николая I  –  «Мы  инженеры».  Именно  на   принципе  взаимоувязанного решения  научных,  технических  и  организационных   проблем  с персональной  ответственностью  за  конечный  результат,  позже,  в  СССР, была  сформирована  концепция  генерального  конструктора  сложной технической  системы.  

 Важно  при  этом  отметить,  что  со  времён строительства  Николаевской  железной  дороги  и  до  эпохи  атомных  и ракетно-космических  проектов  СССР  генеральные  конструкторы ключевых  военных  и  гражданских  проектов  де-факто  или  де-юре подчинялись непосредственно первому лицу государства. Сегодня уже не вызывает  сомнения,  что  только  благодаря  усилиям  государства  по поддержке  русской  инженерной  школы  и  системы  инженерного образования  в  России  стало  возможным  создание  железнодорожной отрасли  в  40-х – 80-х годах  XIX  века  и  атомной  и  ракетно-космической отраслей  в  40-х - 80 х годах  ХХ  века.  Эти  два  технологических  прорыва обеспечили,  на  длительное  время,  вхождение  России  в  число промышленных  стран –  лидеров,  а  также  внесли  огромный  вклад  в построение той технической среды, в которой человечество живет сегодня.

 Основы  русской  инженерной  школы  были  заложены  в  стенах Института  Корпуса  инженеров  путей  сообщения,  созданного  указом Императора Александра I в 1809 году. К 30-м годам XIX века этот институт стал  сильнейшим  научно-техническим  высшим  учебным  заведением России,  а  уровень  образования  его  выпускников  сравнялся  с  высшим европейским  уровнем  того  времени. 

Давая  обучаемым   фундаментальное образование,  Институт  Корпуса  инженеров  путей  сообщения одновременно  нацеливал  выпускников  на  получение  конкретных практических  результатов;   уровень  требований  к  проработке  учебных курсовых  проектов  был  настолько  высок,  что  по  успешно  защищенному проекту  можно  было  немедленно  начинать  строительство.  Первым свидетельством  успешности  созданной  системы  образования  было завершение русскими инженерами-путейцами (всего через семь лет после первой  железной  дороги  Стефенсона  в  Англии)  сооружения  в  1837  году железной дороги Петербург-Царское Село.

 Создание  и  эксплуатация  Царскосельской  железной  дороги фактически  представляли  собой  комплекс  научно-  исследовательских  и опытно-конструкторских  работ,  в  результате  которых  были  выработаны основные  технические  решения,  обеспечивающие  экономически эффективную работу железнодорожного транспорта в природных условиях России.   Тем  самым было представлено  практическое  доказательство «…пользы  таких  дорог  для государства,  публики  и  акционеров»,  что собственно и обеспечило стремительное развитие железнодорожного дела как основы промышленности, инженерной науки и образования в России в девятнадцатом веке.

 В  XIX  веке  в  России  были  открыты  Технологический  институт  в Санкт-Петербурге,  Техническое  училище  в  Москве,  технологические институты  в  Харькове  и  Томске,  и,  кроме  них,  еще  несколько  высших технических  учебных  заведений  по  другим  отраслям  техники.  Все  эти учебные заведения были организованы по примеру Института инженеров путей  сообщения.  Они  имели  пятилетнюю  программу,  а  студенты  с хорошей  математической  подготовкой  выявлялись  на  конкурсных вступительных  экзаменах.  Это  позволяло  начинать  преподавание математики,  механики  и  физики  на  довольно  высоком  уровне  уже  на первом  курсе  и  давать  студентам  достаточную  подготовку  по фундаментальным  предметам  в  первые  два  года. 

 Как  следствие,  к  концу XIX  века  Россия  располагала  многотысячным  корпусом  инженеров мирового уровня, аккумулировавших огромный практический, научный и образовательный  опыт  предыдущих  поколений.  Авторитет  российской системы  подготовки  инженеров  в  этот  период  был  столь  высок,  что президент  Бостонского  (ныне  Массачусетского)  университета распространил  систему  подготовки  инженеров  Императорского  высшего технического  училища  (ныне  Московский  государственный  технический университет им. Н.Э. Баумана) вначале на возглавляемый им университет, а затем и на другие высшие учебные заведения Америки.

Именно наличие в  России  собственной   системы  инженерного  образования,  собственного инженерного  корпуса,  имеющего  опыт  научной,  образовательной деятельности  и  реализации  проектов  мирового  уровня,  позволило построить  в  рекордно  короткие  сроки – всего  за  15  лет  (1891-1905  гг.) – Транссибирскую  магистраль,  которая  является  самой  длинной  железной дорогой  в  мире –  9288,2км.  Комитетом  по  строительству  Великого Сибирского  пути  руководил  император  Николай II,  который  обещал подданным,  что  Транссиб  будет  построен «русскими  материалами,  за русские деньги и русскими руками».

 В  послереволюционные  годы  российская  система  образования испытали  ряд  потрясений.  После  1917  г.  Россию  покинули  тысячи высокообразованных людей, в том числе около 3 тыс. дипломированных инженеров,  внесших  впоследствии  значительный  вклад  в  развитие высокотехнологичных отраслей, как в Европе, так и в США.

 В настоящее время  наличие ряда проблем в области подготовки инженерных кадров, а также невысокий уровень научно-технического и технологического развития Российской Федерации обусловили необходимость разработки и принятия Федерального закона «Об инженерной и инжиниринговой деятельности (инжиниринге) в Российской Федерации».  

 Среди существующих проблем стоит отметить следующие:

-высокая импортозависимость отдельных секторов российской экономики;

-острая нехватка инженерно-технических и научных работников самого продуктивного возраста (35 – 55 лет);

-отсутствие престижа инженерных специальностей;

-несоответствие полученных знаний выпускников вузов потребностям рынка;

-отсутствие должной персональной ответственности инженерных кадров за принятые итоговые инженерно-технические решения;

-устаревшая нормативно-техническая документация;

-отсутствие действенных стимулов к применению бизнесом современных технических решений при реализации разнообразных проектов.

 С учетом вышеперечисленных проблем на фоне роста геополитической напряженности и применяемых против России санкций, связанных, в том числе с запретом на ввоз на территорию государства высокотехнологичной продукции, формирование правовых основ осуществления инженерной и инжиниринговой деятельности в Российской Федерации посредством разработки отдельного федерального закона, направленного на повышение уровня научно-технического и технологического развития Российской Федерации, повышение престижа инженерных профессий и рост конкурентоспособности российских инженеров на рынке труда, является необходимым.

 Именно поэтому в январе 2014 года в Совете Федерации была создана Временная комиссия по вопросам развития законодательства Российской Федерации об инженерной и инжиниринговой деятельности. Создав такую комиссию, Совет Федерации посчитал важным выделить это направление как одно из приоритетных, в том числе, в законодательной нормотворческой деятельности. Работа над ним предполагает тесное взаимодействие органов государственной власти и профессионального экспертного сообщества.

 В качестве основных направлений работы Комиссии были обозначены: подготовка проектов федеральных законов с рабочими названиями «Об инженерном деле в Российской Федерации», «Об инженерной (инжиниринговой) деятельности в Российской Федерации», «О профессиональных инженерах в Российской Федерации», формирование пула экспертов и экспертных площадок для проработки данных законодательных инициатив и поддержки их в Федеральном Собрании Российской Федерации, проработка запросов и предложений профессионального и бизнес-сообщества в части развития нормативной правовой и нормативно-технической базы в сфере проектирования, создания и эксплуатации материальных объектов.

 Указанные законопроекты необходимы для формирования правовой основы инжиниринга в России, его идентификации как вида экономической деятельности, регламентации деятельности компаний, осуществляющих услуги инжиниринга на всех стадиях жизненного цикла продукции, в том числе зданий и сооружений.  Законопроектами  будет определена терминология,  полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, права и обязанности научных, проектных, образовательных организаций, промышленных предприятий в части расширения возможностей разработки новых технологий, проектирования, создания и эксплуатации материальных объектов.